Интервью Михаила Скорохода телеканалу РБК-ТВ (+видео)

Комментарии

Президент вошедшего в подготовленный РБК рейтинг 500 крупнейших компаний России Холдинга «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» Михаил Скороход рассказал в интервью телеканалу РБК-ТВ о планах развития компании и ситуации в отрасли, сообщает официальная страница Союза производителей цемента.
ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте. Это программа «Дело» и я Юлия Прохорова. Мы продолжаем беседовать с героями рейтинга РБК-500. Напомним, в него вошли коммерческие предприятия, суммарный вклад которых в ВВП России составляет 77%. Их совокупная выручка превышает 56 триллионов рублей, это в 4 раза больше, чем доходная часть бюджета всей страны. Сегодня о стратегии бизнеса, которая позволяет не только противостоять кризису, но и развиваться, говорим с Михаилом Скороходом, президентом холдинга «Евроцемент груп». Здравствуйте, Михаил.
Михаил СКОРОХОД, президент холдинга «Евроцемент груп»: Добрый день.
ВЕДУЩАЯ: Спасибо, что пришли в нашу студию. Вчера с главой «Мортон» мы обсуждали позиции строительных компаний, производителей стройматериалов. Производители цемента находятся где-то рядом. Я хотела бы спросить, это реальное отражение дел в отрасли? Если ухудшится положение застройщиков, они потянут за собой и производителей стройматериалов. Правильно я понимаю?
Михаил СКОРОХОД: Конечно, это прямая связь. Строительный комплекс России – это наш основной заказчик, и если будут происходить снижение объемов строек, то, конечно же, промышленность строительных материалов это почувствует сразу на себе.
ВЕДУЩАЯ: Отрасль не совсем прозрачная, мягко сейчас говорю, насколько адекватны, вы считаете, оценки в рейтинге? Они занижены, завышены?
Михаил СКОРОХОД: Я думаю, что вы отстали. На сегодняшний день отрасль очень структурирована. И вся информация проходит в МСФО, в отчетности, и также вся наша финансовая аналитика и отчетность предоставляется банкам. Поэтому все цифры, которые вы видите в рейтингах, это достоверная информация.
ВЕДУЩАЯ: Это про производство цемента мы сейчас говорим.
Михаил СКОРОХОД: Да.
ВЕДУЩАЯ: Я просто в целом сказала, конечно, про строительную отрасль, она да, у нее есть такие не прозрачные моменты, и бороться пока с этим получается, но какими-то не очень быстрыми темпами. Хорошо, давайте тогда поговорим о перспективе. Сейчас позиции в рейтинге не плохие, но не стабильные. Как вы считаете, есть компании, строительные компании, которые могут покинуть этот рейтинг? Конечно, я говорю об уходе и с рынка в целом.
Михаил СКОРОХОД: Конечно, мы уже сегодня видим очень громкие ситуации с крупнейшими строительными компаниями, которые, наверное, выбрали не правильную стратегию, и сегодня находятся в стадии предбанкротной. Мы можем говорить о СУ-155. Это действительно большой удар для строительного рынка, и последствия будем ощущать на длительный период, потому что речь будет идти о дольщиках, которые будут ставить вопрос о достройке этих домов. Мы также видим сегодня консолидацию большую в строительном секторе инфраструктурных компаний, которые строят большие проекты, это и всевозможные мостовые переходы, эстакады.
ВЕДУЩАЯ: Дороги, стадионы.
Михаил СКОРОХОД: Дороги, стадионы, это, наверное, абсолютно нормально. Потому что только крупные компании могут дать ту синергию по снижению затрат и выполнить очень жесткие требования у заказчиков.
ВЕДУЩАЯ: В случае снижения, в случае спада в строительстве, у вас есть какие-то варианты замещения, сопротивления этой ситуации, может быть увеличение доли экспорта?
Михаил СКОРОХОД: Конечно же, мы очень внимательно смотрим на рынок и анализируем ситуацию, делаем прогнозы, и у нас есть различные сценарии развития. И в случае снижения объемов потребления нашей продукции, мы, конечно же, будем ориентироваться на то, чтобы загружать максимально эффективное производство, максимально эффективные заводы, новые, современные, которые были пущены в эксплуатацию за последний период. Мы реализуем большую программу по увеличению производительности на действующих производствах. И в том числе снижаем затраты различными методами, в том числе инвестициями.
ВЕДУЩАЯ: Мы сейчас обязательно поговорим про вашу инвестиционную программу. В условиях недозагруженности многих предприятий, я сейчас даже не про ваши говорю, ваша программа оценивается в 200 миллиардов рублей. Сумма существенная. Я просто хотела задать еще один вопрос про экспорт. В результате девальвации рубля мы стали конкурентоспособнее по цене на внешних рынках?
Михаил СКОРОХОД: Вы правы, девальвация предоставляет новые возможности для отрасли промышленности строительных материалов, для цемента в части выхода на различные рынки и мы этим хотели бы активно воспользоваться. Ведем такую большую работу. Но она носит долгосрочный характер, потому что все рынки достаточно хорошо защищены, и чтобы войти на этот рынок, надо проделать большой путь. Но мы надеемся, что к 2016 году мы проделаем этот путь, это будет еще одна возможность для поддержки отрасли, отгружая продукцию на экспорт.
ВЕДУЩАЯ: Вот вы говорите, все рынки хорошо защищены. А наш рынок хорошо защищен? Почему дальневосточные предприятия стонут от того, что их бизнес буквально зацементирован китайскими конкурентами?
Михаил СКОРОХОД: Принято в сентябре месяце очень важное, эпохальное постановление Правительства Российской Федерации по введению обязательной сертификации, и цемент вошел в единый список товаров, которые должны иметь обязательную сертификацию. Это серьезная преграда некачественной продукции, контрафактной продукции, которая, к сожалению, на нашем рынке промышленности строительных материалов занимает очень большую долю. По этому постановлению в марте следующего года система должна активно заработать, и мы надеемся, что недобросовестные производители продукции будут выведены из нашего рынка, это как раз и является тем элементом защиты, который позволяет предприятиям, которые вкладывают очень большие инвестиции в качество, в производство, в технологию, иметь полноценный рынок. И, наверное, еще одним фактором реализации этого постановления станет безопасность на стройке, безопасность зданий, сооружений в которых мы живем, ну и здоровье наших жителей.
ВЕДУЩАЯ: Безусловно, да. А объемы контрафакта – они большие?
Михаил СКОРОХОД: Существенные. К примеру, по такому рынку как сухие смеси и тарированный цемент, они доходят до 50% от того товара, который продается на рынках, в магазинах. К сожалению, это очень быстрые деньги, быстро оборачиваемые деньги и очень много еще недобросовестных людей, которые хотели бы на этом зарабатывать.
ВЕДУЩАЯ: А какую они несут ответственность? Несут или будут нести?
Михаил СКОРОХОД: До принятия решения по обязательной сертификации они практически не несли никакой ответственности потому, что по административному кодексу мы даже не могли спросить, а что они продают. Теперь же, когда они должны показать сертификат выпуска продукции, с них можно спросить уже, наказать вплоть до уголовного преследования.
ВЕДУЩАЯ: Да, хотела бы вернуться к себестоимости производства. Как она изменилась? В какую сторону она меняется? Есть ли у вас программа сокращения издержек? Да, вы ее уже упоминали. Есть ли в целом какая-то антикризисная программа?
Михаил СКОРОХОД: Ключевым конкурентным преимуществом производителей строительных материалов является низкая себестоимость, которая позволяет конкурировать на рынках, расширять ореол поставок продукции. Наша компания имеет очень большую программу, как сокращение внутренних издержек за счет оптимизации всей технологической линии, использование максимально эффективного производства, но и также есть программа инвестиционная, которая резко позволяет снизить затраты на выпуск продукции. Вы упомянули 200 миллиардов инвестиционной программы. Но я хотел бы сказать, что уже 100 миллиардов мы проинвестировали в нашу программу. Мы ввели пять современнейших новых цементных заводов, которые по совокупности увеличили объемы выпуска продукции – более 10 миллионов тонн цемента. И эта программа нам позволяет снизить затраты текущие на 40% от той себестоимости, которая действовала в предыдущий период. Нам удается сохранить свою себестоимость уже длительный период, и мы ставим задачу в 2016 году еще снизить себестоимость за счет нашей инвестиционной программы.
ВЕДУЩАЯ: Источники средств?
Михаил СКОРОХОД: Источники, безусловно, это в первую очередь, собственные средства.
ВЕДУЩАЯ: Какой процент собственных средств?
Михаил СКОРОХОД: Как правило, это 30-40% наших собственных средств и 60-70% это…
ВЕДУЩАЯ: Заемные средства.
Михаил СКОРОХОД: Заемные средства.
ВЕДУЩАЯ: Заем это дорогое.
Михаил СКОРОХОД: Займы – это дорогие, безусловно, сейчас средства. Потому что мы находимся в рынке, мы понимаем, какие процентные ставки у банков. Но мы ищем различные варианты для того, чтобы находить оптимальное финансирование наших проектов, в частности наша компания обратилась в Правительство Российской Федерации с заявкой по получению инвестиций по постановлению правительства 1044, проектного финансирования, заявка на 13 миллиардов рублей. 1 октября эта заявка должна быть рассмотрена. Это как один из источников снижения процентных ставок в нашем инвестиционном портфеле.
ВЕДУЩАЯ: Я так понимаю, вы не будете сейчас ругать проектное финансирование. Потому что ваши коллеги, промышленность в целом, говорят, что существует само понятие, но эффективность этого инструмента очень низкая.
Михаил СКОРОХОД: Я не буду ругать, вы абсолютно правы, потому что на сегодняшний день нет иных инструментов, которые позволили бы удешевить финансирование наших проектов. Это действительно так. И мы надеемся, что в ближайший период и ключевая ставка Центробанка, и проценты финансирования со стороны коммерческих банков будут снижаться, по крайней мере, мы для этого делаем все с нашей стороны. А именно готовим наше производство, готовим площадки под реализацию инвестиционных проектов, которые дают очень большую синергию для экономики России. К примеру, реализация наших проектов инвестиционных позволяет создать более чем 25 тысяч рабочих мест.
ВЕДУЩАЯ: Сокращения у вас нет?
Михаил СКОРОХОД: Нет, к сожалению. Почему я говорю, потому что мы достигаем очень высокой производительности на наших предприятиях, но когда я говорю создание рабочих мест, это стройка. Нам надо модернизировать наше предприятие, это рабочие места.
ВЕДУЩАЯ: Я хотела уточнить, все-таки новые мощности, инвестиционная программа по развитию производства, это больше модернизация или это наращивание мощностей?
Михаил СКОРОХОД: Вы знаете, наверное, здесь за словом модернизация кроется очень глубокий смысл. В нашем понимании модернизация – это переход на новую технологическую платформу. Это означает, что мы строим практически новые предприятия, но на площадке действующего завода. Почему? Потому что это позволяет использовать уже действующие месторождения, позволяет использовать инфраструктуру на площадке, это удешевляет проект, это позволяет за более оптимальный бюджет и более короткие сроки построить новое современное предприятие, вот что такое модернизация.
ВЕДУЩАЯ: В прошлом году был запущен повсеместный и очень масштабный процесс импортозамещения. Слово, мне кажется, самое популярное сейчас у бизнесменов. Вам пришлось под этот процесс как-то корректировать свою инвестпрограмму? Или вы в принципе этим занимаетесь в текущей деятельности?
Михаил СКОРОХОД: Наша отрасль, наверное, как и многие оказалась в ситуации, когда оборудование практически не производится на территории Российской Федерации, мы вынуждены закупать технологии у всех у кого угодно, в том числе у китайских компаний. Но мы последовательно привлекаем машиностроительные заводы для того, чтобы они готовили это оборудование и производили на своих площадках. Это наш вклад в импортозамещение. Есть уже положительные примеры, когда мы часть оборудования, поставляемого из-за рубежа, производим уже на российских заводах. В частности в проекты, которые сейчас мы реализуем, уже имеют не 100% поставку импортного оборудования, уже пропорции примерно 20% отечественная, 80% импортная. Но мы стремимся к тому, чтобы максимальное количество оборудования…
ВЕДУЩАЯ: Но 100% ведь не может быть импортозамещения.
Михаил СКОРОХОД: 100 не может быть. Безусловно, 100 не может, потому что где-то технологии у кого-то лучше, есть патенты. Но одновременно мы понимаем, что жизненные циклы эксплуатации этого оборудования, если это импортное оборудование, будут очень дорогие. Поэтому мы обязаны возродить машиностроение в России.
ВЕДУЩАЯ: Но обслуживание сейчас импортного оборудования все равно же происходит с участием зарубежных коллег?
Михаил СКОРОХОД: Происходит. Это становится очень дорого. Это так. Но из воздуха ничего невозможно получить. Поэтому надо время для того, чтобы подготовить отечественное машиностроение.
ВЕДУЩАЯ: Импортный цемент – это проблема для отрасли? Его объемы каковы?
Михаил СКОРОХОД: Импортный цемент всегда был проблемой для отрасли, потому что в объемах это составляло в пик процентов 15 от общего объема поставок столичному комплексу, но когда мы говорим много это или мало, надо посмотреть на региональность присутствия импортного цемента. Так как граница Южного федерального округа, Северо-западного очень близки к поставкам импортного цемента, то фактически отечественный цемент вытеснялся с этих площадок и заводы стояли недозагружеными. При этом когда вы скажете качество, цена – примерно все одно и то же. Но когда мы говорим о понятии контрафакт, когда мы говорим о понятии недобросовестного ввоза продукции, без обязательной сертификации, вот этим и пользовались те импортеры, которые ввозили эту продукцию в Российскую Федерацию. Но это важный вопрос – не только импорт цементной продукции, я бы хотел сегодня затронуть фундаментальный вопрос для государственной промышленной политики в Российской Федерации. К сожалению, сегодня многие региональные лидеры пытаются привлечь прямые инвестиции, не думая о последствиях. В частности мы буквально недавно слышали несколько анонсированных проектов по строительству новых цементных заводов в нескольких субъектах Российской Федерации. Якобы китайские компании придут сейчас и построят.
ВЕДУЩАЯ: Китайские компании, да, на территориях опережающего развития.
Михаил СКОРОХОД: Но при этом надо посмотреть, что рядом были построены, буквально недавно введены в эксплуатацию современнейшие заводы, российскими инвесторами за инвестиции, которые мы привлекали в Сберегательном банке, ВТБ, Внешэкономбанке, а что, этим предприятиям теперь останавливаться?
ВЕДУЩАЯ: Получается, да.
Михаил СКОРОХОД: Мы понимаем, что здесь федеральная задача, которая ставится правительством по оптимизации, по тому, чтобы промышленная политика была здравая, чтобы не было перетоков, чтобы была окупаемость проектов, региональными лидерами зачастую не принимаются в учет, потому что у них свои задачи стоят.
ВЕДУЩАЯ: Я не могу просто понять, в условиях недозагруженности дальневосточных производств, тех же производителей цемента, почему региональные власти привечают китайских производителей? Есть ответ на этот вопрос?
Михаил СКОРОХОД: Наверное, здесь ответ есть государственный, нам необходима стратегия развития промышленности строительных материалов. Это означает, что государство в лице правительства должно определить те регионы, где обязательно необходимо построить новые заводы, потому что нет рядом заводов, реальный дефицит строительной продукции. И туда направлять прямые инвестиции, в том числе и китайских коллег. И тогда это будет государственный подход.
ВЕДУЩАЯ: Почему опять ждать? Почему опять АТЭС, космодром «Восточный», почему опять на этих объектах используется опять же цемент китайского производства?
Михаил СКОРОХОД: Такая стратегия готовится, Министерство промышленности и торговли проводит сейчас тендер по выбору подрядчика. В ближайшее время, мы надеемся, что мы сможем здесь навести порядок вместе с Правительством Российской Федерации.
ВЕДУЩАЯ: Логистика, это большая сейчас статья затрат?
Михаил СКОРОХОД: Если мы оценим эту долю в затратах в цене цемента на площадке строительной компании, то 10 лет назад она составляла примерно 10%. Сейчас дошла уже до 20%, иногда до 30%. То есть мы видим, что инфраструктура, то есть логистика, все больше и больше на себя берет затрат. С чем это связано? Наверное, в первую очередь связано с тем, что ужесточаются вопросы по нагрузке на ось со стороны правительства, и мы вынуждены сейчас, нанимая транспортные компании, ввозить вместо 30-40 тонн всего лишь 20 тонн. Соответственно затраты резко возрастают. Почему это происходит? Потому что, скажем, нагрузка на наши дороги очень низкая, и качество дорог мы с вами, наверное, все видим. Поэтому одно из направлений, на наш взгляд, это государственная задача, – постепенно, поэтапно, на наиболее загруженных участках строить дороги с бетонным покрытием или с бетонным основанием, которое позволит нам увеличить нагрузку на ось, а это и снижение затрат по перевозке грузов, это и экологические вопросы снижение выбросов.
ВЕДУЩАЯ: Я дополнительный вопрос хочу задать. Вы сказали про бетонные дороги, про цементно-бетонные дороги. Об этом речь давно идет. Правительство об этом говорит, дальше слов…
Михаил СКОРОХОД: Нет, я хотел бы вас обрадовать. Есть уже пилотный проект, в частности в Новосибирске сейчас реализуется большой пилотный проект. О нем буквально недавно Автодор снял фильм, где строится бетонная дорога очень хорошего качества, и как раз этот пилотный проект показывает, что жизненный цикл эксплуатации бетонной дороги гораздо более выгодный, чем асфальтные дороги, учитывая, что качество битума, к сожалению, у нас в России пока очень на низком уровне. И есть еще другие пилотные проекты, которые сегодня как статистика набираются Автодором. Буквально недавно, в конце августа, мы провели большое совещание на уровне Минпромторга, Минстроя, и вопрос был поднят по поводу бетонных дорог. Мы нашли поддержку, и сейчас будет активизирована работа в этом направлении. И уверяю вас, что мы как цементники готовы предоставить самый качественный и бетон, и цемент для того, чтобы дороги были качественные.
ВЕДУЩАЯ: Да, Вы знаете, покрытие дорог это сейчас самая популярная тема не только для отраслевиков, но и для любого гражданина. Потому что всю неделю обсуждается покрытие московских дорог, почему плитка закатывается в асфальт и прочие вещи. Но, собственно, это не имеет отношения, конечно, к производителям цемента. Но дорожная тема, да, для нее нужна отдельная программа. Я бы еще хотела уточнить про инфраструктурные проекты. Шелковый путь – вы будете в нем участвовать?
Михаил СКОРОХОД: Обязательно. Обязательно, с этой целью мы строим новые заводы, увеличиваем мощность наших карьеров. Поэтому мы надеемся, что этот крупнейший, мировой, можно сказать, инвестиционный проект даст очень хорошую загрузку.
ВЕДУЩАЯ: Да, но там просто это же все-таки совместный проект.
Михаил СКОРОХОД: Конечно, это совместный проект, поэтому мы активно участвуем в рабочих группах по формированию идеологии, технического задания по Шелковому пути. И мы уже сегодня готовы, ресурсная база, обеспечивать строительство порядка 3 тысяч километров прекраснейших дорог и всей инфраструктуры вокруг.
ВЕДУЩАЯ: Керченский мост?
Михаил СКОРОХОД: Тоже участвуем.
ВЕДУЩАЯ: Тоже участвуете?
Михаил СКОРОХОД: Тоже участвуем.
ВЕДУЩАЯ: В каком объеме?
Михаил СКОРОХОД: Мы примерно 50 на 50 поставляем продукцию с нашим партнером, это Газметаллпроект, это Новороссийская группа цементных заводов. И это большой объем, это большой инфраструктурный проект. И мы участвуем во всех знаковых инфраструктурных проектах Российской Федерации, учитывая расположенность наших предприятий практически на всей территории Российской Федерации.
ВЕДУЩАЯ: Учитывая расположенность Керченского моста, каким образом вы осуществляете туда поставки?
Михаил СКОРОХОД: Наше предприятие находится непосредственно рядом.
ВЕДУЩАЯ: Этих мощностей достаточно?
Михаил СКОРОХОД: Да.
ВЕДУЩАЯ: Я просто знаю, что вы новый вид перевозок вводили, морские.
Михаил СКОРОХОД: Совершенно верно. Мы создаем постоянно удобства для наших покупателей. В этом году мы ввели современнейший завод Сенгилеевский в Ульяновской области на берегу Волги. Сегодня водный транспорт конкурирует и с железной, и с автомобильной дорогами и создает очень удобную перспективу для потребителей.
ВЕДУЩАЯ: Спасибо. У нас в гостях был Михаил Скороход, президент холдинга «Евроцемент груп». И я, Юлия Прохорова. Смотрите РБК

Новости

News in English