Вопреки всем нынешним сложностям и негативным обстоятельствам цементный рынок может прекратить стагнировать и начать ежегодно расти, сообщает портал Строительство.RU. Но для этого участникам рынка нужно сделать ряд определенных шагов.
Сокращение ипотечного кредитования, несмотря на госпрограмму поддержки, привело к заметному уменьшению масштабов жилищного строительства. А по прогнозам CM PRO, в 2016 — 2017 годах темпы роста строительства жилья могут быть вообще отрицательными.
И это вполне возможно, поскольку абсолютное большинство девелоперов сегодня не начинают новых строек, а в лучшем случае занимаются лишь завершением уже начатых объектов. То есть нет задела на будущее, без чего стройка очень быстро замирает.
Понятно, что в этих условиях экономический кризис, ураганом пронесшийся по всей строительной отрасли, серьезно отразился и на отечественном рынке цемента.
Напомним, что уже в начале года объемы выпуска цемента упали на 9%, а в апреле был поставлен антирекорд: обвал сразу на 16,3%.
Ситуация отразилась и на объемах импорта. В первом квартале 2015 года продукции из Турции, Ирана, Китая, Латвии и Швеции было ввезено всего 147 тыс. т, а это составляет лишь 2—3% от объемов рынка.
По данным аналитиков RD Construction, в целом по отрасли с января по июль этого года объемы производства цемента сократились на 10—12% по сравнению с показателями второго полугодия 2014 года.
А ведь еще совсем недавно, в 2010 — 2013 годах, рынок цемента показывал ежегодный прирост в 5—15 %. Сегодня о таком можно только мечтать и надеяться на лучшее.
Цементный рынок в этом году, по экспертным оценкам, имеет свои особенности. Наблюдается несколько разнонаправленное движение: отдельные крупные игроки снижают объемы выпуска продукции, а другие, наоборот, пользуясь этой ситуацией, наращивают объемы выпуска.
По данным Роскомстата, объем цемента, произведенного в сентябре текущего года, составил 6 364,3 тыс. т. В августе этот показатель был на 5,7% больше.
Если же проанализировать статистику по выпуску продукции по федеральным округам, то сентябрьские данные следующие: Северо-Западный федеральный округ улучшил августовские показатели на 5,6%, Южный — на 3,1%, Крымский — на 1,8%. А вот Приволжский федеральный округ снизил объемы выпуска цемента на целых 15,6%, Центральный — на 13,8%, Уральский — на 12,5%.
Эксперты объясняют это не только снижением инвестиционной привлекательности производства цемента и, соответственно, сокращением объемов инвестиций в отрасль, но и снижением спроса на продукт.
В то же время, несмотря на кризис, цемент дорожает вслед за ростом тарифов на энергоносители: по данным RD Construction, он ежемесячно прибавляет в цене в среднем на 1,5%. А до конца года этот рост составит 15—17% по сравнению с ценами декабря 2014 года.
Не стоит забывать, что большое количество стройматериалов перевозится большегрузными автомобилями, парк которых составляет сегодня около полумиллиона единиц. А введенная с 15 ноября плата за проезд грузовиков массой свыше 12 т по федеральным трассам может существенно отразиться на цене перевозимого товара, в нашем случае цемента.
Как бы то ни было, среди экспертов есть и оптимисты. И они утверждают, что вопреки всем негативным обстоятельствам цементный рынок может прекратить стагнировать и начать расти на 3—4% в год.
Например, аналитики крупнейших международных компаний считают, что к 2020 году объем выпуска цемента в нашей стране может достигнуть 86—87 млн т (напомним, что в 2014 году произведено 68,5 млн т). Минстрой РФ предрекает еще более высокие показатели. По его прогнозам, объем выпуска цемента в нашей стране к 2020 году составит почти 97,8 млн т.
Но для того чтобы все эти прогнозы успешно сбылись, необходимо не только выйти из кризиса, но и развивать отрасль за счет консолидации предприятий, что должно привлечь иностранные инвестиции для модернизации производственных мощностей.
Чтобы цемент лучше покупали, нужно снижать на него цены. За счет использования каких резервов этот можно сделать? Прежде всего за счет снижения себестоимости и снижения производственных затрат. Ведь у нас и по сей день 80% цементных производств работают по давно устаревшему и весьма энергозатратному «мокрому» способу.