Новосибирские ученые по заказу мэрии проверят на местной дороге свою давнюю разработку - износостойкое покрытие на основе отходов ТЭЦ. Если расчеты верны, "дорога из золы" продержится дольше асфальтобетонной в 3-4 раза, сообщил ТАСС директор Института химии твердого тела и механохимии (ИХТТМ) СО РАН Николай Ляхов.
"Сейчас наша задача - к концу лета, к осени (к периоду перехода через 0 градусов, когда мокрая дорога то замерзает, то оттаивает) положить экспериментальный участок, посмотреть, как он будет разрушаться. Я с Анатолием Евгеньевичем Локотем (мэр Новосибирска - прим. ТАСС) разговаривал, он сказал, что это не та проблема, которую нельзя решить на уровне мэрии", - сказал академик.
В качестве экспериментального участка выбран бульвар Молодежи в Академгородке, протяженностью около 0,5 км. По словам Ляхова, мэрия готова выделить на работу ученых 870 тыс. рублей и всю необходимую дорожную технику и специалистов. Со своей стороны, ученый уже создал на базе института специальную группу, которая будет заниматься вопросом внедрения разработки в дорожное хозяйства Новосибирска. Ученые надеются, что в будущем их ноу-хау будет использоваться и в других регионах.
Прочнее и дешевле бетона
Академик отметил, что результаты будут видны уже к лету 2017 года. "Осень, зима и весна - самые тяжелые сезоны для дорог. Вот мы и посмотрим. Уже ясно сейчас, что этот кусок зимой шипами выдираться не будет, как асфальт.
Скорость износа будет существенно ниже. Если вместо 5 лет простоит 15-20, как мэру хочется, это уже большое достижение", - добавил ученый.
По словам Ляхова, золобетон по износостойкости не уступает бетону, а по способности противостоять морозам значительно его превосходит. "Главная проблема асфальтобетона - температура перехода из вязкого в хрупкое состояние. Мировой рекорд - минус 26 градусов. В Сибири часто бывает и -30, и -32, и даже -40. В этих условиях шипы крошат его как стекло - отсюда колейность", - объяснил ученый.
Другим плюсом золобетона является его низкая стоимость из-за отказа от постоянно дорожающего битума. Основной компонент - зола - продукт переработки угля, который обычно утилизируют.
Дороги Новосибирска поручили ученым
На прошлой неделе мэр Новосибирска Анатолий Локоть попросил главу департамента промышленности мэрии Александра Люлько уделить особое внимание идее академика Ляхова по использованию золоотвалов для создания износостойкого дорожного покрытия.
"(Это) позволило бы нам экономить средства на эксплуатационных качествах наших дорог. Уж сделали, так сделали - лет на 20, а может и больше. Для нас важно прикладное значение: от идеи, от лабораторного образца непосредственно к практике. Можем ли мы использовать имеющиеся технологии на той технике, которая у нас есть?" - сказал Локоть, отметив готовность мэрии профинансировать внедрение разработки.
Более детально этот вопрос обсудят 27 апреля на форуме "Городские технологии". Планируется даже подписание ряда соглашений мэрии с учеными.