Строительная отрасль, в отличие, например, от станкостроения или электронной промышленности, в меньшей степени была и ранее зависима от импортных материалов, пишет DP.
В основномв строительстве применяетсяпродукция отечественного производства, в том числе базовые стройматериалы — цемент, песок, щебень, кирпич, газобетон, железобетонные изделия (ЖБИ), утеплители, металлопрокат и большая часть отделочных материалов.
"Особенно это касается жилья экономкласса: почти 90% продукции, из которой возводятся объекты такой категории, производится на территории страны", — отмечает генеральный директор ООО "H+H" Нина Авдюшина.
Дорого везти
Главная причина — в том, что на итоговую себестоимость достаточно тяжелых и объемных строительных материалов значительно влияют расходы на транспортировку. Поэтому, по словам директора по маркетингу и стратегическому развитию ROCKWOOL Russia Ирины Садчиковой, большое количество компаний активно открывали предприятия на территории России в последние годы.
Практически не импортируется в Россию газобетон, теплоизоляционные материалы, оконные конструкции и др.
Например, у ROCKWOOL в России четыре завода в разных регионах, один из которых находится в Выборге Ленинградской области, что позволяет обеспечить грамотную доставку до потребителя.
Технология производства современных металлопластиковых окон пришла в Россию из Германии в середине 1990–х годов. "Основной и главный успех за эти 20 лет — стопроцентно отечественное производство оконных конструкций, — рассказывает руководителя группы компаний "ИВАПЕР" Светлана Иванова, — более того, все основные зарубежные производители оконного профиля также открыли свои производства в России".
Источник удорожания
Из–за границы, как правило, поступали дорогие или уникальные отделочные материалы, различные химические добавки и компоненты, улучшающие характеристики других стройматериалов. Их доля, по оценкам начальника отдела снабжения компании STEP Дмитрия Орлова, составляет порядка 5–15% от общего объема.
К тому же часть компонентов для российских материалов — иностранного производства, так как в России они не производятся или их не хватает. "Из местного сырья у нас используется только суспензионный ПВХ, — говорит Светлана Иванова, — его стоимость в России коррелирует с ценой на мировых рынках, более того, объем предложения российского ПВХ не покрывает все потребности в нем". Все остальные компоненты — импортные, причем часть из них добывается в месторождениях за пределами РФ. Переносить их производство сюда слишком дорого, да и нецелесообразно, в силу ограниченного спроса. Или, например, теплоизоляция ROCKWOOL упаковывается в пленку. Она производится в России, но гранулы для ее изготовления завозятся из–за рубежа. "Соответственно, стоимость упаковки чувствительна к колебаниям курса валют, что влечет за собой увеличение стоимости конечного продукта", — поясняет Ирина Садчикова.
Зависимость от курса валют есть и на тех производствах, где используется импортное оборудование, требующее обновления или покупки запчастей. "Стоимость оборудования из–за курса валюты увеличилась в 1,5–2 раза, то же самое произошло и с ценой на запчасти, — отмечает заместитель генерального директора по строительным материалам "Группы ЛСР" Василий Кострица, — в итоге себестоимость стройматериалов неуклонно растет". В самой "Группе ЛСР" говорят, что часть импортного оборудования уже удалось заменить отечественными аналогами, которые стоят в 2 раза дешевле, не ухудшив при этом качество. Но есть пока техника, оборудование, инженерия, где найти достойную замену зарубежным производителям сложно. Так, по словам Нины Авдюшиной, возникают трудности с российскими аналогами систем вентиляции, кондиционирования, водоподготовки и водоочистки.
Все на стройку
Спрос на стройматерилы зависит сейчас в первую очередь от макроэкономической ситуации: если будут меньше строить жилья, то меньше будет и потребность в комплектующих. Пока и производителям, и девелоперам приходится искать разные способы удержания стоимости, и многие ищут возможность отказаться от импортной техники и оборудования в пользу российского. "Несмотря на растущую стоимость стройки, мы стремимся остаться в рамках заявленной себестоимости и сохранить доступную цену квадратного метра для потребителя, — говорит генеральный директор ГК Normann Николай Копытин, отмечая, что увеличение валютной составляющей компенсируется за счет импортозамещения и поиска новых инженерных решений по материалам и конструктиву.