С января по апрель 2016 г. объем погрузки на полигоне Октябрьской железной дороги (ОЖД, филиал ОАО «РЖД») вырос на 9,6 % до 32,1 млн т, сообщает пресс-служба РЖД, согласно газете Ведомости. Больше всего выросла погрузка строительных материалов – на 2,6 млн т (40%), также увеличилась погрузка минеральных и химических удобрений (9,1%), лесных грузов (8,3%), промышленного сырья (16,4%). Погрузка на РЖД за этот же период выросла на 0,9%.
В 2015 г. погрузка на полигоне ОЖД упала на 4,7% до 95,1 млн т. В качестве одной из причин снижения представитель РЖД называет падение перевозки строительных грузов на 3,4%: «Это вызвано ухудшением экономической ситуации, снижением покупательной способности, сокращением объемов промышленного производства в регионах».
Строительные грузы занимают самую большую долю в структуре перевозок на ОЖД, на них в прошлом году приходилось 28% (см. диаграмму). С 14 августа 2015 г. в России введено лицензирование импорта в РФ щебня и гравия из стран, не входящих в ЕАЭС. Основным поставщиком этих материалов в Россию является Украина (по оценке РЖД, оттуда поступает порядка 78% всего импортного щебня). Более половины всех импортных поставок камня приходилось на Москву и Московскую область.
После введения лицензирования увеличилась доля поставщиков щебня из Карелии и Ленобласти, объясняет представитель РЖД рост погрузки стройматериалов. В числе причин он называет также рост финансирования строительства федеральной автотрассы Москва – Петербург и частичное переключение логистических цепей грузоотправителей с автомобильного транспорта на железнодорожный.
Объем реализации и добычи щебня в Петербурге и Ленобласти в 2015 г. упал на 30%, а за I квартал 2016 г. вырос на 3%, передал через пресс-службу управляющий «ЛСР. Базовые материалы» Юрий Бабуркин. Поставки щебня c Украины упали, что открыло рынок Москвы и Московской области для производителей из Карелии и Ленобласти, следует из сообщения департамента маркетинга строительных материалов группы ЛСР. На рынке Петербурга и Ленобласти ужесточилась конкуренция, говорится в сообщении. Объем реализации гранитного щебня в «ЛСР. Базовые материалы – Северо-Запад» за первые четыре месяца 2016 г. увеличился примерно на 13%, уточняет Бабуркин. Участники рынка автоперевозок заметили, как грузоотправители переключаются на железнодорожный транспорт. Из-за введенного в прошлом году ограничения максимальной массы перевозимого на автомобилях груза и внедрения системы «Платон» произошло небольшое перераспределение грузов на железную дорогу, говорит председатель НП «Грузавтотранс» Владимир Матягин. С 2015 г. отправители наравне с перевозчиками несут ответственность за перегруз, объясняет он.
Падение объемов самосвальных перевозок в 2016 г. подтверждает директор группы «Фривей» Сергей Грачев. По его словам, основная причина – стагнация на строительном рынке и сокращение объемов промышленного производства. Падение рынка самосвальных перевозок в 2015 г. он оценивает в 25–30%.
Стоимость перевозок на автомобильном транспорте в 2016 г. увеличилась на 10–15%, что спровоцировало небольшой отток клиентов, считает заместитель гендиректора автоперевозчика ООО «Миларин» Антон Носков. По его словам, это больше всего ощутили перевозчики насыпных и инертных материалов: «Контейнеры необходимо сразу разгрузить и отправить обратно, чтобы площадка не ушла пустой, а для этого у РЖД не хватает ни времени, ни инфраструктуры».
Серьезного переключения с автомобильного транспорта на железнодорожный не замечают в ГК «Балтика-транс». Цены и сроки доставки автомобилем более привлекательны на расстоянии до 3000 км, говорит заместитель гендиректора группы Ирина Капитанова.