Списание долгов заводу, принадлежащему частной компании, недопустимо, заявили опрошенные "Кавказским узлом" эксперты. Списание штрафов, образовавшихся из-за несвоевременных налоговых выплат, может стать прецедентом, которым воспользуются другие частные компании, отметил экономический обозреватель Айк Геворкян. Подобные решения допустимы только в случае форс-мажорных обстоятельств, считает экономист Ваагн Хачатрян. Списание долгов поощряет рискованную политику руководства предприятий, полагает экономист Артак Манукян.
Как писал "Кавказский узел", 16 мая парламент Армении в третьем и окончательном чтении одобрил законопроект о частичном списании долгов по налогам и штрафам "Раздан-цементу". Общая сумма списанного долга составила более одного миллиона долларов США.
Предоставление налоговых льгот частному предприятию противоречит принципам современной экономики, заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" экономический обозреватель газеты "Айкакан Жаманак" Айк Геворкян.
По его словам, если правительство желает помочь частной компании, то могло бы заключить соглашение о реструктуризации долгов, как это принято в США и Европе, и дать тем самым компании возможность выплачивать долг по частям в течение определенного времени.
"Еще одним вариантом решения проблемы является "акции вместо долга". Во время экономического кризиса 2008-2009 годов в Европе правительство финансировало банки, которые оказались на грани разорения, получив долю. А после выхода из кризиса продавало акции обратно банкам", - отметил он.
Экономист считает списание штрафов, образовавшихся из-за несвоевременных налоговых выплат, прецедентным с правовой точки зрения.
"Что получится, если в правительство обратиться представитель малого и среднего бизнеса, который попросит списать налоговые обязательства, возникшие по тем или иным причинам? Пойдет правительство ему на встречу, если само же и создало прецедент?" - задался вопросом Геворкян.
На его взгляд, заявление министра экономики Армении Арцвика Минасяна касательно того, что в случае закрытия завода производство цемента в Армении станет монопольным, необоснованно. По мнению экономического обозревателя, для того, чтобы не допустить монополии в этой отрасли, необходимо дать возможность импортировать цемент из других стран.
"В Грузии, к примеру, цемент стоит 2200 драмов (около 4,6 доллара США), а в Армении – 3200-3600 драмов (6,7-7,5 доллара США). С учетом того, что в Грузии отсутствует производство цемента, его цена на 40% дешевле, чем в Армении. Однако в Армении неофициальная монополия на цемент. Никто не импортирует его в страну, так как эта сфера также поделена, как, допустим, рынок сахара или бананов", - подчеркнул он.
Принимать решение о списании долгов предприятию допустимо в случае форс-мажорных обстоятельств, заявил корреспонденту "Кавказского узла" член правления "Армянского национальн
Он отметил, что форс-мажорными обстоятельствами могут быть не связанные с рисками деятельности компании явления, например, землетрясение. В противном случае предоставлять налоговые льготы, по его словам, недопустимо.
"В каждом производстве существуют риски, и компании обязаны их самостоятельно возмещать", - пояснил Хачатрян.
На его взгляд, многие компании могут не выплачивать налоги, полагая, что правительство спишет и им долги.
"Возьмем, к примеру, обанкротившуюся компанию "Армянские авиалинии", которой также владел бывший владельца завода "Раздан-цемент" Михаил Багдасаров. У него подобный стиль ведения бизнеса. Он зарабатывал и вывозил из страны деньги, а для того, чтобы вести бизнес, брал кредиты. Цементный завод был куплен за 150 тысяч долларов и заложен в банке уже за 20 миллионов долларов", - отметил экономист.
По его мнению, необходимо законодательно запретить списывать долги по налогам, за исключением возникновения подобных проблем из-за форс-мажорных обстоятельств.
Государство вправе прямо или косвенно применить механизм льгот для системообразующих предприятий, заявил корреспонденту "Кавказского узла" эксперт антикоррупционного центра Transparency International, экономист Артак Манукян.
Он отметил, что для этого руководство предприятия должно представить четкий план, а правительство, в свою очередь, должно быть уверено в его реализации. Однако ситуацию с ЗАО "Раздан-цемент", по его мнению, некорректно рассматривать в этом ключе.
"Государство не является акционером цементного завода, и не представлено в каком-либо ином качестве. Завод принадлежал частной компании, которая заложила имущество в банк, который, в свою очередь, получил от этой сделки прибыль в виде процентов. Банк, утверждая сделку, учел свои риски. Из-за неверно оцененных банком рисков, принимая закон, государство косвенно содействует банковскому риску", - пояснил экономист.
Напомним, что в ходе обсуждения проекта закона оппозиция подвергла его критике, заявив, что предприятие наделяют привилегиями.