Амурская область в ожидании демографического перелома, пишет Амурская правда. Отток населения продолжался десятилетиями, но в обозримом будущем ситуация может кардинально измениться. Три зоны опережающего развития, космодром, крупный газоперерабатывающий узел и другие масштабные инвест-проекты неизбежно повлекут приток специалистов. Люди уже приезжают семьями, обустраиваются, приступают к работе. Вопросы строительства жилья и промышленных объектов обретают повышенную актуальность.
На окраине Свободного появится, фактически новый, полноценный населенный пункт – микрорайон газовиков рассчитан на пять тысяч жителей. В городе Циолковском, который строится с нуля, будут жить десятки тысяч человек. В рамках программы переселения из ветхого и аварийного жилья обновлению подлежит 318 тысяч квадратных метров жилых площадей. Перечислять все точки строительного роста можно долго, тем более, что большинство из них предусматривают федеральное финансирование.
Тревогу бить рано
На этом фоне любое подорожание строительных материалов вызывает вполне обоснованную, болезненную тревогу. От этого напрямую зависит стоимость квадратного метра, и в конечном итоге, благополучие каждой отдельно-взятой амурской семьи. Помимо прочего в центре внимания цемент. Его подорожание происходит регулярно, и связано в первую очередь с инфляцией.
– В течение двух последних лет рост стоимости цемента составил от 2 до 5 до процентов. При этом, производители и поставщики делают всё возможное для снижения финансовой нагрузки на наших клиентов. Например, в июле 2015 года уровень инфляции достигал 13 процентов, однако цена цемента повысилась минимально – всего на 2,2 процента, – отметила директор Торгового дома «ДВ-цемент», уполномоченный представитель "ДВ-Цемент" по Амурской области Ирина Хужинова. – На такой шаг пришлось пойти только для того, чтобы покрыть увеличенные издержки производства, причем рост цен коснулся лишь тарированной продукции. Предпоследнее изменение стоимости было только в декабре 2016 года, когда цемент подорожал на 4 процента. То есть с начала года до первого июля мы работали по прошлогодним ценам.
Как отмечают поставщики, далось это нелегко с учётом главных сопутствующих факторов. С 1 января 2017 года железнодорожный тариф вырос на 4,5 процента, электроэнергия подорожала на 6,3 процентов. Больше всех преуспели операторы подвижного железнодорожного состава. Они подняли ставки за использование вагонов на 200 процентов.
На таком фоне подорожание цемента, как впрочем, любой продукции — процесс неизбежный. С 1 июля 2017 года его стоимость выросла на 2-4 процента в зависимости от класса цемента и вида тары. По сравнению с вышеперечисленными факторами – изменения ничтожны. Во многом из-за этого производители, равно как и строительные компании не спешат бить тревогу. Столь незначительный рост не способен изменить ценовую погоду на рынке жилья. Если «квадрат» подорожает, то уж точно не из-за цемента.
Цепная реакция
Строительная компания ООО «МЕГАТЕК-СТРОЙ-ИНВЕСТ» не первый год занимается возведением жилых домов и социальных объектов из кирпича. Деятельность организации хорошо знакома как в Благовещенске, так и на территории Благовещенского района.
Её усилиями построены жилые дома в 162 и 16 кварталах Западной промышленной зоны со стороны улиц Студенческая и улицы Василенко. На её счету детский сад на 110 мест по Игнатьевскому шоссе 14/7, а так же административное здание в 418 квартале. В настоящее время компания строит жильё в районе тепличного комбината.
– Я предполагаю, что все строительные материалы за последние один – два года подорожали на 5-10 процентов. Говорить, что стоимость одного, конкретного компонента резко повлечет подорожание квадратного метра жилья просто не правильно, – отмечает заместитель генерального директора по строительству ООО «МЕГАТЕК-СТРОЙ-ИНВЕСТ» Ольга Гавриловна Пермякова. – Цена «квадрата» зависит от стоимости материалов, но также на стоимость оказывает влияние транспортные расходы, работы механизмов, заработная плата, налоги, технологические присоединения и прочие затраты. Хочу сказать, что стоимость цемента в общей массе материалов не столь значительна, как может показаться. Повышение его стоимости в пределах 2-4 процентов не повлечёт за собой резкого скачка цен на квадратный метр.
– Стоимость цемента меняется в конце года, либо в конце второго квартала. Это регулярное явление. Во многом изменения зависят от ЖД-тарифов, стоимости электроэнергии. Точнее говорить о целой совокупности факторов. Любой нюанс имеет значение, вплоть до стоимости упаковки. Она тоже растёт в цене. Нельзя обойти вниманием топливо. Как только оно дорожает, сразу всё повышается. Мы на Дальнем Востоке живём, расстояния и доставка приводят к подорожанию любой продукции. Дизельное топливо растёт каждые два-три месяца, в результате получаем цепную реакцию, –добавляет генеральный директор компании ООО «Металл» Евгений Белянин. Компания является крупнейшим дилером ТД «ДВ-Цемент», поставляет продукцию по всей территории Приамурья.
– Достаточно привести еще один пример. Еще три-четыре года назад мы платили четыре тысячи рублей за подачу вагона под разгрузку, сегодня платим уже шесть тысяч рублей. С другой стороны говорить о прямом влиянии цемента на стоимость квадратного метра не совсем правильно. Гораздо сильнее сказываются на «квадрате» стоимость земли, коммуникаций, кирпича, металла, сантехники, электрики и так далее. Доля цемента в этом наборе мизерна, — продолжает Евгений Владимирович. — На строительство одного дома уходит максимум 200-300 тонн цемента. Если одна тонна подорожала на 200 рублей, то на стоимости «квадрата» это практически не скажется. Основу кладки составляет кирпич, слой цемента в шовном пространстве меньше одного сантиметра. Даже с учётом штукатурки, или залива полов доля цемента в строительстве невелика.
Дешевле своими вагонами
Как отмечают в Торговом доме «ДВ-Цемент» в начале третьего квартала 2017 года подорожание коснулось только общестроительных цементов ЦЕМ II/А-П 32.5 Б, ЦЕМ I42.5 Н. Стоимость специальных марок не изменилась.
– Помимо прочего цена цемента существенно зависит от растущей стоимости топлива (угля), его доставки до завода. В данном случае, существенное влияние оказывает тот же курс доллара — импортные запчасти и материалы приходится приобретать за валюту, — добавляет Ирина Хужинова.
Со своей стороны «Востокцемент» принимает ряд мер по снижению себестоимости конечной продукции. В частности, издержки производства снижаются за счет модернизации цементных заводов. Обуздать рост транспортных расходов решено за счёт создания собственного парка подвижного вагонного состава. Кроме того, на предприятиях компании осваивается выпуск новых видов упаковок.