Искитимцемент продолжает стабильную работу

Несмотря на сложную экономическую ситуацию и снижение объемов потребления цемента, ОАО «Искитимцемент» продолжает стабильную работу. На предприятии ведут модернизацию оборудования, реализуют проекты по снижению себестоимости выпускаемой продукции, готовятся к следующему строительному сезону. О производственных итогах за 10 месяцев 2015 года, а также планах и прогнозах на 2016-й в интервью порталу «Континент Сибирь» рассказал генеральный директор ОАО «Искитимцемент» ВЛАДИМИР СКАКУН.
— Владимир Петрович, насколько востребована сегодня продукция цементных производств?
— С января по октябрь ОАО «Искитимцемент» произвело 1,446 млн тонн цемента, что на 6,7% меньше аналогичного показателя прошлого года. За этот же период потребителям отгружено 1,447 млн тонн продукции — минус 6,1% к уровню 2014-го.
Снижение объемов производства вызвано общим экономическим спадом в стране, следствием которого стало уменьшение спроса на строительные материалы. Безусловно, рынок жилья удалось поддержать благодаря запуску программы по государственному ипотечному кредитованию. Например, в Новосибирской области показатели ввода жилья в эксплуатацию держатся на уровне рекордного 2014-го. Однако надо понимать, что в строй вводятся объекты высокой степени готовности. В то же время новых зданий закладывается очень мало. А так как цемент в больших объемах нужен в основном на начальных стадиях строительства, при заливке фундамента и плит перекрытий, предприятие столкнулось с серьезным снижением спроса. В итоге сейчас «Искитимцемент», годовая производственная мощность которого составляет 2,1 млн тонн, загружен только на 75%.
— Можете выделить марку цемента, которая пользуется большим спросом на рынке среди строителей?
— Мы отмечаем интерес к восьми видам цемента. Наибольшим спросом за последние 10 месяцев пользовался ЦЕМ II/А-Ш 32,5 Б, за отчетный период выпущено 818 тыс. тонн этого стройматериала, что составляет 56,5% от общего объема производства. В структуре сбыта постепенно увеличивается и доля цемента ЦЕМ I 42,5 Б, используемого при изготовлении ответственных бетонных и железобетонных конструкций в промышленном строительстве. С января по октябрь 2015-го произведено 486 тыс. тонн этого цемента — 33,6% от общего количества выпущенной продукции, при этом аналогичный показатель 2014 года был равен 25,9%.
В целом мы отмечаем увеличение спроса на бездобавочный высокомарочный цемент. Скажем, в 2011-м доля такой продукции не превышала 20% в общем объеме цемента, произведенного на предприятии, показатель текущего года — 44%. Конечно же, к высокомарочным цементам предъявляются более высокие требования, это более энерго- и материалоемкое производство. Тем не менее потребности строителей Новосибирска в данной продукции удовлетворены
— Кстати, о требованиях к качеству. Изменится ли что-то в деятельности производств в связи с введением обязательной сертификации цемента?
— Действительно, с 1 марта 2016 года вступают в силу изменения в постановление правительства — цемент будет подлежать обязательной сертификации. Однако ранее все крупные российские производители, в том числе наше предприятие, проводили сертификацию добровольно. Могу сказать, что продукция «Искитимцемента» успешно проходила контроль качества — мы подтверждали, что выпускаем стройматериалы в строгом соответствии с требованиями российских и зарубежных стандартов.
Эта продукция применяется при производстве высокопрочных бетонных и железобетонных конструкций, отличается высокой степенью водо- и морозостойкости.
— Товары известных брендов нередко пытаются подделать. Как обезопасить себя покупателю искитимского цемента?
— По мнению экспертов, порядка 10% на цементном рынке Новосибирской области занимает контрафакт. Чаще всего мошенники пытаются сбыть продукцию в 50-килограммовых бумажных мешках. Чтобы максимально обезопасить потребителей, в прошлом году мы, к примеру, изменили дизайн этой упаковки — теперь наша продукция тарируется в белые мешки, которые имеют желтую или бордовую маркировку. На мешках есть реквизиты предприятия, ссылка на ГОСТы, рекомендации по применению. Обязательный элемент оформления оригинальной упаковки — логотип завода. На подделках же обычно используются элементы герба Искитима. Более подробная информация о том, как отличить настоящую продукцию от контрафакта, размещена на сайте завода. Хотел бы отметить, что в ближайшее время в продажу поступят мешки со штрихкодами, покупатели легко смогут считывать их с помощью специальных приложений для смартфонов
— Владимир Петрович, а кто является основным потребителем продукции? Расскажите о масштабных объектах, для строительства которых она используется.
— Примерно 70% цемента «потребляет» сектор жилищного строительства, 30% идет на возведение коммерческой недвижимости, социальных объектов, дорог и мостов.
Основным регионом сбыта для ОАО «Искитимцемент» остается Сибирский федеральный округ, где завод реализует около 80% продукции. В настоящее время искитимский цемент используется для возведения моста через реку Чумыш в Алтайском крае, Восточного обхода Новосибирска, который соединит трассы М-52 и М-53, реконструкции и строительства автомобильной дороги М-51 «Байкал». Ранее продукция завода поставлялась для возведения Бугринского моста через реку Обь в Новосибирске.
— Сможете удержать такой уровень спроса?
— Уверен в этом. Даже сейчас, в непростых экономических условиях, мы продолжаем вести модернизацию оборудования, повышаем уровень экологической безопасности производства. На предприятии в срок проведены все мероприятия ремонтной кампании 2014–2015 гг., на их выполнение с января по октябрь выделено более 170 млн руб., до конца 2015-го на ремонты будет направлено еще 20 млн руб. На данный момент завершаем ремонт мельниц № 2 и № 6.
— Какие способы отгрузки наиболее популярны среди клиентов?
— За 10 месяцев цемент чаще вывозили с помощью автотранспорта — машинами отгружено 753 тыс. тонн. Из них 267 тыс. тонн — на 10,4% больше, чем за 10 месяцев 2014 года — на строительные площадки доставили цементовозы участка централизованной доставки ОАО «Искитимцемент». К концу года мы планируем выйти на показатель более 300 тыс. тонн. По железной дороге с января по октябрь потребителям отправлено 694 тыс. тонн цемента, что составляет 48% от объема продукции, отгруженной клиентами за этот период.
— Вы упомянули о модернизации цехов. «Искитимцементу» удается держать курс на импортозамещение?
— Не всегда. К сожалению, российские поставщики далеко не в каждом случае гарантируют качество товаров и услуг. Мы изучаем предложения отечественных компаний, пытаемся найти альтернативу таким позициям, как импортная бронефутеровка, мелющие тела, огнеупорный кирпич.
Кроме того, на предприятии используется лабораторное оборудование, упаковочные машины, цементовозы импортного производства, комплектующие и запасные части для них невозможно заменить отечественными.
— Что ждет предприятие в следующем году?
— В 2014-м на заводе изготовлено 1 млн 723 тыс. тонн продукции, в 2015-м рассчитываем выпустить около 1 млн 575 тыс. тонн цемента. Однако в дальнейшем остаться на этом уровне вряд ли сможем: с учетом ситуации, сложившейся на рынке жилья, и прогнозов аналитиков предполагаю, что в будущем году объемы производства и реализации упадут на 6–7%. Но в целом это неплохой показатель: в восточных регионах Сибири емкость рынка уже упала на 25–28%. В среднем же по России потребление цемента уменьшилось на 12–15%.
— Есть ли возможность увеличить объемы производства за счет экспортных поставок?
— Нет, отгрузок в страны ближнего зарубежья становится все меньше. В 2014-м курсовая разница позволила нам на 19% увеличить объем поставок цемента в Казахстан, но уже в этом году ситуация изменилась. В то же время на российском рынке казахский цемент присутствует. Серьезную угрозу представляет и Китай. Годовая мощность цементных заводов КНР — 2,4 млрд тонн. Это колоссальный объем. Только за октябрь 2015-го в Поднебесной произведено больше цемента, чем в России выпущено за последние три года.
— Какие меры планируете предпринимать, чтобы выстоять в непростой период?
— Сначала расскажу о том, чего мы точно делать не станем. На «Искитимцементе» не будет сокращения персонала или рабочего времени.
Сейчас перед нами стоит задача по минимизации всех затрат, повышению производительности оборудования. Отчасти ее уже решили: провели оптимизацию на одной из самых затратных стадий — этапа добычи и доставки сырья.
В «высоком» строительном сезоне-2015 мы работали стабильно, иногда даже опережали график. Так, за июль произвели 220 тыс. тонн вместо запланированных 210 тыс. Убежден, что и в следующем году сможем обеспечить бесперебойное функционирование производства.

Новости

News in English