Госантимонополия исключила 2 цементные компании из субъектов разрешенных монополий

Государственное агентство антимонопольного регулирования исключило ОАО «Кантский цементный завод» и ЗАО «Южно­Кыргызский цементный завод» из раздела «субъекты разрешенных монополий» Государственного республиканского реестра субъектов естественных и разрешенных монополий, сообщает ИА Tazabek со ссылкой на материалы антимонопольного органа Кыргызстана.

Данное решение принято в целях ослабления администрирования и усиления конкурентоспособности отечественных производителей цемента в соответствии с требованиями закона «О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике». Однако, так как компании занимают доминирующее положение на рынке цемента, данный рынок будет находиться в зоне постоянного экономико­ статистического наблюдения, и в случае нарушения ими антимонопольного законодательства в течение адаптационного периода, вновь будет введено регулирование данных субъектов.

Как говорится в сообщении, в настоящее время, в рамках достигнутых договоренностей при вступлении в Евразийский экономический союз, Кыргызская Республика приняла на себя ряд обязательств по основным принципам антимонопольного регулирования субъектов­мо-монополистов.

В течение переходного периода (18 месяцев) будет полностью исключено понятие «разрешенная монополия». Субъекты, отнесенные к этому понятию, перейдут в категорию субъектов, занимающих доминирующее положение. Государство не будет регулировать их деятельность напрямую. Вмешательство со стороны антимонопольного органа будет возможно только в случаях нарушения ими антимонопольного законодательства, то есть ведения нечестных приемов конкурентной борьбы и антиконкурентного поведения на рынке.

Указанный период дан республике для проведения постепенного перехода и поэтапного отказа от регулирования разрешенных монополий, для подготовки нормативной правовой базы антимонопольного регулирования в новых условиях Единого евразийского экономического пространства, а также адаптации субъектов­ монополистов к условиям работы в рамках свободной конкуренции.

В этом направлении антимонопольный орган ведет работу: анализируются рынки, на которых работают субъекты разрешенных монополий, при этом, особое внимание уделяется вопросам импорта монополистами ­ поставок сырья, комплектующих, оборудования и запчастей, как из стран ЕАЭС и третьих стран, разработан план поэтапного исключения субъектов разрешенных монополий из реестров – республиканского и региональных.

В условиях интеграции Кыргызской Республики в ЕАЭС и открытия границ, увеличился объем цемента, поступающего из Республики Казахстан. Стоимость казахстанского цемента ниже отечественного на 20­30 сом за мешок. Согласно прогнозам, тенденция увеличения объемов импорта казахстанского цемента в предстоящем году будет только усиливаться, еще больше ослабляя конкурентоспособность цемента отечественного производства.

Кроме установления цен, в рамках антимонопольного регулирования существует ряд дополнительных ограничений для предприятий, включенных в реестры монополистов:

- закупка товаров (работ, услуг), затраты на которые учитываются в ценах (тарифах) на регулируемые товары (работы, услуги) в форме тендера;

- установление единой цены для всех категорий потребителей;

- реализация регулируемых товаров (работ, услуг) только в соответствии с договорами, согласованными с антимонопольным органом, т.е. на единых условиях.

Такие требования затрудняют отечественным производителям цемента ОАО «Кантский цементный завод» и ЗАО «Южно­Кыргызский цементный завод» проведение гибкой ценовой политики и не дают возможность оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка.

Новости

News in English