Аналитика: Рынок цемента - когда он получит реальную поддержку от государства

Правительство сегодня предпринимает шаги, которые, на его взгляд, весьма актуальны для строительной отрасли и в частности для производителей цементной продукции, сообщает в своей аналитической статье Независимый Строительный Портал. Но так ли они необходимы и полезны?

Признание ошибок не гарантирует новых

На первый взгляд, возвращение обязательной сертификации, отмененной в 2009 году, должно убрать с рынка контрафактный цемент или, по крайней мере, уменьшить его объемы. Но все основные производители цемента уже и так все это время сертифицировали выпускаемую продукцию, правда, на добровольной основе.

Безусловно, убрать с рынка контрафактный продукт важно, о чем в своем выступлении на расширенном заседании членов правления некоммерческого объединения «Союзцемент» заявил президент АО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» Михаил Скороход.
— Наведение порядка на рынке цемента и в частности ликвидация контрафактной продукции являются ключевым решением Правительства РФ, — отметил глава холдинга, однако не преминул добавить: — Но, к сожалению, сегодня у фискальных органов нет инструментов по привлечению к ответственности тех, кто продает контрафакт.

Отрадно, что Правительство в данном случае не постыдилось признать свои прошлые ошибки.

— Я считаю, что в большинстве отраслей обязательная сертификация была отменена зря, — прямо заявил первый замминистра промышленности и торговлиГлеб Никитин. — Это привело к снижению конкурентоспособности легальных ответственных производителей.

Но от новых ошибок и несвоевременных решений уберечься строителям вряд ли удастся.

По мнению ряда экспертов, совсем не ко времени прозвучало новое предложение Правительства, озвученное тем же Глебом Никитиным. На первый взгляд, помощь предприятиям, которые инвестируют в собственное производство, совсем не лишняя, тем более если она выражается в оплате 70% ключевой ставки кредита на развитие заводов. Но кто из производственников, скажите на милость, будет вкладываться в развитие и модернизацию производства в разгар кризиса — в то время, когда большинство заводов работают лишь наполовину от своих мощностей, а некоторые и вовсе на ладан дышат?...

А мужики-то и не знали

Сегодня в строительной отрасли существует много проблем, решение которых смогло бы реально помочь и строителям, и производителям стройматериалов. Но оно, похоже, отложено в «долгий ящик».

Например, на прямой вопрос нашего журнала об уменьшении сроков возврата НДС первый замминистра не дал конкретного ответа — все свелось к банальной переадресации на другие министерства.

— Тут баланс интересов фискальной системы и промышленной политики, — ответил г-н Никитин и добавил: — Конечно, мы всегда поддерживали сокращение сроков возврата НДС. Но здесь в первую очередь должна быть учтена позиция ФНС и Минфина.

Еще на один актуальный для производителей стройматериалов вопрос от высокопоставленного чиновника получен отрицательный ответ. Речь идет о снижении или временном отказе от пошлины на ввозимую строительную химию, которая используется при производстве строительных материалов, но у нас в стране не выпускается.

Ответ из уст первого зама главы Минпромторга прозвучал однозначный: строительная химия не внесена в перечень, содержащийся в Постановлении Правительства №719 от 17 июля 2015 г. «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации», поэтому в ближайшее время ожидать снижения или отмены пошлины не стоит.

Что касается использования импортного цемента на российских стройках, то складывается впечатление, что те, кто готовит информацию для замминистра, неважно знают реальную ситуацию.

— Доля импорта в базовых строительных материалах в России не превышает 5%, — бодро доложил аудитории Глеб Никитин, отметив при этом: — Проблема импортозамещения здесь стоит не так остро: доля импорта в потреблении цемента составляет 4,5%.
Но с такой псевдооптимичной информацией в корне не согласны дальневосточные производители цемента. У себя в регионах они находятся в явно неравных условиях по сравнению с китайскими конкурентами, которым местные власти не устают предоставлять различные преференции.

Дальневосточная специфика

Практически опроверг приведенные заместителем министра данные по невысокому уровню общероссийского потребления импортного цемента на примере своего региона гендиректор ООО «Востокцемент» Владимир Пушкарев — правда, это произошло уже в отсутствие чиновника.

По словам топ-менеджера, в 2014 году на Дальнем Востоке доля потребления импортного цемента составила 19% — и это при том, что средняя загруженность цементных заводов в ДВФО не превышает 50%, что почти на грани рентабельности.
Но и это еще не вся горькая правда. В отдельных регионах Дальнего Востока импортный цемент не просто доминирует, а буквально царит. Например, в Камчатском крае в 2014 году импорт составил 83,41%, а в Сахалинской области и вовсе перешагнул за 90%.

Между тем, в условиях катастрофической недозагруженности дальневосточных цементных заводов власти ряда регионов (в частности Амурской области) всячески привечают производителей из Поднебесной.
«Им все, а нам — только налоги»

Скажем, в Еврейской автономной области находится Теплозерский цементный завод мощностью 820 тыс. т в год. В прошлом году предприятие было загружено менее чем на 50% и выпустило всего 400 тыс. т.

Хотя потребление его продукции, по идее, должно быть высоким. Ведь только в соседней Амурской области идет серьезное строительство. Это и Нижне-Бурейская ГЭС, и космодром Восточный, и судостроительный завод «Звезда», да и сам рынок данного региона ежегодно потребляет около 150 тыс. т. А на носу еще строительство нового автомобильного и железнодорожного моста через Амур из России в Китай.

Вроде бы, работай и радуйся, но нет... В то время как наши предприятия, по сути, простаивают, амурские власти распахнули свои объятия китайским производителям цемента.

В частности, китайцам бесплатно выделили участок земли под строительство помольной установки мощностью 200 тыс. т, предоставили льготы по налогам, дали площади на ТОР «Приамурская».

— Помольная установка, оборудованная на китайские деньги, запущена в сентябре, — рассказывает Пушкарев. — Пока она работает на ачинском клинкере. Но с постройкой нового моста через Амур сырье начнут завозить из Китая, да и персонал (порядка 200 человек) тоже будет привезен оттуда.

— В результате, как только китайская установка заработает на полную мощность, а ее продукция выйдет на рынок, наш завод придется закрыть, — невесело прогнозирует гендиректор «Востокцемента». — Ведь точка безубыточности нашего предприятия составляет 350 тыс. т.
 
Чем дальше — тем дороже

К этому следует добавить, что при подготовке и строительстве объектов для саммита АТЭС и космодрома Восточный львиная доля цемента закупалась в Корее и том же Китае. И только сейчас, в условиях падения курса рубля к основным иностранным валютам, отечественные производители цемента начали конкурировать с иностранцами.

Но и тут у наших предприятий наблюдаются сплошные проблемы. И главная из них — доставка цемента конечному потребителю.

На Камчатку цемент можно отправить только морем, да и то если судовладельцы согласятся взять цемент как попутный груз.

С Сахалином не лучше: на паромной переправе в порту Ванино вагоны с цементом простаивают по месяцу.

До Саха-Якутии, куда также поставляется цемент, расстояние составляет 3 тыс. км, и тарифы за перевозку, понятное дело, сильно влияют на конечную цену продукта.

— Чтобы исправить это печальное положение, необходимо поставить всех производителей в равные условия, — убежден Владимир Пушкарев, — А не так, как сегодня: им все, а нам ничего. Только тогда можно будет говорить о здоровой конкуренции.

И с этим, право, трудно не согласиться.